Окупаемость магазина: полезные советы

22 Ноябрь 2013



К сожалению, перед открытием магазина, большинство предпринимателей интересуются вопросом его прибыльности, хотя с точки зрения бизнеса срок окупаемости играет более важное значение с точки зрения бизнеса. Окупаемость магазина, это период времени, необходимый для того, чтобы прибыль, получаемая Вами от Вашего магазина, покрыла все затраты на его открытие.
Как видите, для того чтобы Ваш магазин окупался, он в первую очередь должен приносить прибыль и чем больше будет величина этой самой прибыли по отношению к затратам на открытие, тем меньше будет срок окупаемости Вашего магазина. Окупаемость куда важнее, чем прибыль – ведь этот показатель лучше всего характеризует эффективность и успешность Вашего начинания.
Какой срок окупаемости можно считать приемлемым?
Приемлемость срока окупаемости зависит в первую очередь от Вашей жадности и ожиданий от вложения собственных или заёмных денег. У разных людей разное отношение к сроку окупаемости – кого-то могут устроить 5-7 и даже 10 лет, но большинству из нас хочется вкладывать деньги в быстро окупаемые проекты.
Для разных типов магазинов срок окупаемости также может быть разный. Обычно, мелкие торговые точки окупаются быстрее крупных магазинов. Я считаю нормальным срок окупаемости магазина в пределах одного года. Такой срок позволяет минимизировать риски, связанные с третьими сторонами, ведь всегда может открыться конкурент неподалёку, измениться законодательство, да и арендодатель может легко расторгнуть договор с Вами договор аренды.
Если у Вас получится отбить затраты быстрее, то это будет просто замечательно (у меня был небольшой отдел с семенами, который окупился за первый месяц работы — просто угадал со временем и местом открытия). Не стоит связываться с магазинами со сроком окупаемости более 3х лет, так как вырастает вероятность того, что Ваш бизнес станет убыточным до того, как успеет окупиться.
Как рассчитать окупаемость магазина?
Расчёт окупаемости нового магазина разумно начать с подсчёта затрат на его открытие. Затрат этих не так уже и много и они легко прогнозируемы:
1) Затраты на покупку торгового оборудования;
2) Затраты на закупку товара;
Конечно же ещё есть такие статьи затрат как арендная плата, налоги и зарплата продавцов, но правильно их будет учитывать в операционных затратах магазина, за минусом которых и будет складываться прибыль Вашего магазина. Об этом подробно описано в статье «Прибыль магазина».
После того как Вы посчитали ежемесячную прибыль Вашего магазина, то посчитать срок его окупаемости труда не составит (затраты-то на его открытие Вы знаете) – просто разделите затраты на ежемесячную прибыль, и Вы получите искомое значение.
Напоследок бы конечно хотелось привести типовые сроки окупаемости магазинов, но так как успешность и прибыльность бизнеса сильно зависит от конкретного места его расположения, то мне кажется это занятием бесперспективным. Поэтому предлагаю срок окупаемости принимать как данное, после начала торговой деятельности, и на основании полученных данных принимать решение о продолжении торговли.

 

Вы хотите начать бизнес с нуля? Или расширить границы своего предприятия практически до бесконечности? А может быть ваша задача оптимизировать издержки, отказавшись от дорогой аренды и большой команды? В случае если ваше дело связано с торговлей, все эти задачи вы сможете решить, превратив свой бизнес в электронный. Мы расскажем вам, как открыть интернет-магазин.

Аудитория российского Интернета растет буквально на глазах. 40% населения страны регулярно выходит в сеть. Причем возраст пользователей — самый платежеспособный, а значит, и привлекательный для продавца — 25-35 лет.По данным Фонда «Общественное мнение», только за минувшую осень аудитория всемирной паутины в России выросла на 6%. Не сложно догадаться, что рынок интернет-коммерции бьет по столь активному спросу ударным предложением. Количество онлайн-сервисов и интернет-магазинов увеличивается день ото дня. Самое время открывать новый бизнес на динамично растущем рынке. Сейчас или никогда!

ШАГ 1: БИЗНЕС-ИДЕЯ

Первое и самое главное — это решить, что вы будете продавать: товар или услугу. Давая волю фантазии, имейте в виду, что существуют ограничения на продажу некоторых товаров в Интернете. Так, например, в России запрещается онлайн-торговля сигаретами и алкоголем.

ШАГ 2: АНАЛИЗ РЫНКА

Проведя нехитрую работу в поисковых системах, вы сможете приблизительно оценить конкурентную среду. И подсчитать экономические перспективы вашей идеи. Для этого вам понадобятся общепринятые для сети Интернет показатели:

  • объем целевой аудитории;
  • посещаемость;
  • конверсия;
  • прибыль с трансакции;
  • уровень конкуренции;
  • стоимость доставки.

ШАГ 3: ЗАПУСК САЙТА

Допустим, вы оценили все риски и решили взяться за дело. Начнем с самого простого — с витрины вашего магазина — то есть с создания интернет-сайта. Ваш сайт должен удовлетворять потребности трех аудиторий: покупателей, сотрудников вашей компании, партнеров (поставщиков, рекламных агентств и пр.). Для разработки веб-сайта вам необходимо будет обратиться к IT-специалистам и дизайнерам. Они «нарисуют» сайт, помогут выбрать систему управления контентом (CMS) исходя из ваших требований, протестируют сервис, а уже готовый продукт разместят на сервере. Можно «купить» готовую платформу. Цена на данную услугу колеблется в среднем от 10 до 50 тыс. руб. Но имейте в виду, что вам все равно придется дорабатывать сайт «под себя». «С нуля» заказать веб-разработку в специализированной фирме в среднем будет стоить от 100 тыс. руб. Бонусом вам предоставят техническое сопровождение в течение нескольких последующий месяцев.
В любом случае, приступая к созданию интернет-витрины, старайтесь сделать ее максимально простой. В идеале ваш клиент от момента созерцания понравившегося товара до покупки должен делать не более пяти кликов.
Не вдаваясь в технические детали, опишем основные составляющие вехи качественного сайта.
Название и доменное имя
Название вашего сайта должно легко читаться, легко писаться, легко произноситься и хоть как-то ассоциироваться с вашей продукцией. Проверить, свободен ли выбранный вами домен, и зарегистрировать его можно на специализированных сайтах (например, www.nic.ru). В случае с интернет-магазином специалисты рекомендуют регистрировать его на юридическое лицо. Также не забывайте, что регистрацию домена нужно продлевать ежегодно.
Дизайн
Основные требования к дизайну сайта интернет-магазина:

  • сайт должен быть выполнен профессионально;
  • сайт должен содержать элементы фирменного стиля;
  • сайт должен быть масштабируем для решения новых бизнес-задач;
  • сайт должен предусматривать место для рекламы.

Контент
Основные элементы сайта интернет-магазина:

  • каталог товаров (витрина);
  • обсуждение товаров;
  • поиск по сайту;
  • аналоги и аксессуары;
  • подбор и сравнение товаров;
  • расчет стоимости доставки;
  • автоматическое формирование платежных документов;
  • онлайн-оплата;
  • регистрация покупателей;
  • рассылки и уведомления;
  • информация о магазине;
  • бэк-офис (невидимая клиенту часть сайта, с которой работают сотрудники магазина).

ШАГ 4: РЕГИСТРАЦИЯ ФИРМЫ

Согласно Федеральному закону от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» вы можете заниматься предпринимательской деятельностью только после процесса прохождения государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя (ИП) или юридического лица.
Имейте в виду, что решение о выборе налогового режима придется принимать тут же. У вас будет всего пять дней с момента постановки на учет в налоговом органе, чтобы подать заявление о переходе на упрощенную систему налогообложения.
Как известно, Гражданский кодекс предусматривает около десятка организационно-правовых форм юридических лиц. Для интернет-магазина специалисты рекомендуют остановиться на ООО (Общество с ограниченной ответственностью). Закон четко регулирует его работу и защищает права отдельных участников. Это особенно актуально, если у вас подразумеваются партнеры по бизнесу. В случае, когда работать вы намерены в одиночку, альтернативой ООО может стать ИП. Но все-таки по ряду причин оформление юридического лица предпочтительнее.
Получив документы о регистрации, вам потребуется пройти еще несколько обязательных процедур: заказать печать организации (предпринимателя), получить коды статистики, открыть постоянный счет в банке, встать на учет в социальные фонды.
Также имейте в виду, что в будущем вам придется регистрировать в государственных органах любое изменение реквизитов вашей организации.

ШАГ 5: БУХУЧЕТ

В соответствии с Законом от 21.11.1996 N 129-ФЗ«О бухгалтерском учете» обязательное присутствие главного бухгалтера в штате компании не требуется. Официально исполнять его обязанности может и руководитель предприятия, совмещая обе должности. Но начинающим предпринимателям все-таки рекомендуется отказаться от самостоятельного ведения бухгалтерии. Это значит, что финансовыми делами вашего интернет-магазина будет распоряжаться либо штатный/внештатный бухгалтер, либо аудиторская компания.
Что касается налогообложения, то в данном случае рекомендуется применять упрощенную систему (УСН), уплачивая 6% с оборота или 15% с прибыли (выручка минус расходы).
В том случае, если ваш интернет-магазин будет служить лишь витриной уже действующего офлайнового магазина, то для работы по «упрощенке» имеет смысл оформлять эту «витрину» как самостоятельное предприятие в составе холдинга офлайн-компании.
Как показывает практика, ставку единого налога при УСН надо выбирать в зависимости от предполагаемой наценки на товар. Так, при высокой наценке (например, на эксклюзивные товары и услуги) лучше остановиться на 6% с оборота. А вот если наценка сравнительно небольшая (бытовая техника, компьютеры) — целесообразнее уплачивать 15% налога с прибыли. Правда, в этом случае учет усложняется за счет необходимости отслеживать расходы предприятия.
При всех плюсах УСН в случае с интернет-магазином есть один, но существенный минус: при УСН интернет-магазин не является плательщиком НДС, соответственно, вы не сможете возмещать НДС покупателям — юридическим лицам.

Примечание. Выживают умнейшие
Исследования показывают, что 90% новых интернет-проектов терпят крах в течение примерно 1,5 лет после запуска. Это значит, что проект не достигает финансового результата, то есть возврата инвестиций. А это, в свою очередь, подразумевает, что потребитель по каким-то причинам не хочет нести деньги в этот проект. Именно поэтому первый вопрос, которым вы должны задаваться, открывая интернет-магазин, выглядит так: «Как и какие нужды потребителя мы должны удовлетворить?»

ШАГ 6: СИСТЕМЫ ОПЛАТЫ

Перед тем как ваш интернет-магазин заработает, решите, каким образом вы будете собирать деньги за свой товар.
Покупатель может рассчитываться с вами тремя наиболее выгодными для вас способами (другие опции лучше даже не предлагать):
1. Наличными деньгами
При доставке товара клиент передает курьеру деньги. В этом случае вы обязаны выдать покупателю кассовый чек. Значит, вам нужен кассовый аппарат. Он может быть оперативным (переносным). Тогда вы сможете пробивать чек непосредственно в момент передачи товара клиенту.
2. При помощи банковской карты
Чтобы получать деньги за свой товар «безналом», вы должны зарегистрировать свой интернет-магазин в системе электронных платежей и заключить с банком договор эквайринга. Банк будет ежедневно направлять вам выписку о проведенных операциях. А вы по ней станете «отгружать» товар покупателю.
3. «Электронными» деньгами
Интернет-магазин регистрируется в платежных системах (WebMoney Transfer, Яндекс.Деньги, Рапида, e-port и пр.) и после этого может принимать оплату от их пользователей. Правда, за вывод средств из платежной системы вам придется заплатить комиссию в пределах 5% от суммы.
Для примера посмотрим, как система электронных платежей работает на платформе «Яндекс.Деньги». Сперва покупатель регистрируется в системе и получает электронный кошелек. Им можно пользоваться с любого компьютера, подключенного к Интернету. Для приема платежей от зарегистрированных пользователей интернет-магазин также должен подключиться к Яндекс. Для этого с компанией «Яндекс» заключается договор, позволяющий выполнить техническое подключение к системе. При этом магазину не требуется заводить собственный кошелек. Этот сервис автоматически, в течение 3 дней с момента проведения платежа от покупателя, перечисляет средства на расчетный счет магазина в банке. Комиссия системы за проведение трансакции устанавливается индивидуально в зависимости от вида товаров или услуг.
Ваши покупатели могут делать электронные платежи в удобной для них форме. Разные платежные системы варьируют формы оплаты, но некоторые из них универсальны:

  • предоплаченные карты;
  • банковский перевод;
  • платеж через терминалы или банкоматы.

ШАГ 7: СКЛАД, ОФИС

Наличие интернет-магазина не означает, что товары могут существовать в безвоздушном пространстве. Скорее всего, вам понадобится склад. Или любое другое место, где вы станете хранить свой товар. Закупка у поставщиков продукции «под заказ» — дело дорогое и долгое. Самым сложным здесь будет контроль за наличием товара на больших складах, где отовариваетесь не вы один.
Свой склад вы сможете одновременно использовать и как офис. Он будет держаться на трех столпах: сотрудники, телефон, интернет.
Размер офиса, а соответственно, и склада, вы определяете исходя из ваших бизнес-планов. Сотрудники ваши должны совмещать в себе элементарные технические навыки (для работы с программой бэк-офиса) и умение общаться (для контакта с клиентами). Требование к телефону и Интернету одно — бесперебойная, круглосуточная работа. Пропорцию заказов, сделанных в интернет-магазинах по телефону и через сайт, специалисты определяют как 50 на 50.

ШАГ 8: ПОСТАВЩИКИ

Ассортимент вашего магазина вы формируете самостоятельно, анализируя сначала деятельность конкурентов, а потом и свою собственную. Регулировать закупки вы будете исходя из собственного опыта. А вот в работе с поставщиками есть некоторые обязательные правила.
Правило N 1: поставщик не должен быть один. Потому что в лучшем случае у него может не оказаться нужного вам товара, а в худшем — он неожиданно прекратит с вами отношения, и новоиспеченный интернет-магазин приостановит работу.
Правило N 2: поставщиков не должно быть много. Поддерживать взаимодействие и документооборот с большим количеством партнеров будет слишком сложно и дорого.
Ведя переговоры с потенциальным поставщиком, вы непременно должны выяснить следующие вопросы:

  • прайс-лист;
  • скидки от оптовых цен;
  • условия оплаты (предоплата, рассрочка, реализация);
  • минимальная партия товара;
  • форма оплаты (наличная, безналичная);
  • пакет сопроводительных документов;
  • складские остатки (информирование о наличии товаров на складе поставщика);
  • скорость выполнения вашего заказа;
  • способы доставки;
  • условия возврата товара;
  • условия замены или возврата брака;
  • наличие сопроводительных и рекламных материалов.

ШАГ 9: ЛОГИСТИКА

Логистика в интернет-магазине и есть то самое дно, где собраны все подводные камни бизнес-процесса. Мы предполагаем, что торговать вы будете вполне осязаемыми, материальными товарами (а не электронными книгами), а это значит, что главное, чего будет хотеть ваш покупатель, — как можно быстрее получить оплаченную им покупку.
От того, как быстро и дешево вы сможете доставить ваш товар, будет зависеть успех вашего интернет-предприятия. Не секрет, что многие покупатели одновременно оформляют заказ в нескольких интернет-магазинах. И выигрывает тот, кто окажется быстрее. При этом покупатель никак не нарушает ваше соглашение. Даже если курьер уже на пороге, заказчик имеет право отказаться от доставленного товара без объяснения причин.
Ниже мы вкратце опишем способы доставки товаров покупателям.
1. Локальная курьерская доставка
Если вы и ваш покупатель живете в одном городе, специалисты настоятельно рекомендуют организовать собственную службу доставки, а не обращаться в курьерские организации. «Своим» курьерам советуют платить фиксированную зарплату с определенной нормой выработки в день/неделю/месяц. Дешевле будет, если транспортные расходы вы сможете возложить на самого курьера.
2. Междугородняя, международная курьерская доставка
При доставке в другой город, регион или даже страну без курьерской компании не обойтись. В этом случае с иногородними покупателями лучше работать по предоплате. Оплату вашему партнеру-курьеру вы, как правило, перечисляете ежемесячно на основании выставленного им счета. Покупатель по такой схеме получает ваш товар в срок от одного дня до нескольких недель.
3. Почтовая доставка
Можно как угодно относиться к «Почте России», но работать с ней придется. На начальном этапе, когда заказов немного, вы сами будете носить посылки в ближайшее почтовое отделение. Когда «вырастете», то на основании договора с юрлицом «Почта России» будет предоставлять вам услуги централизованных отправлений в специальном приемно-распределительном центре, где процесс оформления посылок упрощен.
Специалисты не рекомендуют интернет-магазинам практиковать доставку и оплату товаров наложенным платежом. Процент отказов покупателей от таких посылок довольно высок, а вы в любом случае будете обязаны оплатить почтовые расходы доставки.
4. Пункты самовывоза
Популярнейший способ получения покупок, сделанных в интернет-магазинах, среди клиентов, желающих сэкономить на доставке. Осталось только организовать эти пункты. А это на первом этапе может быть накладно, особенно в других городах.

ШАГ 10: ПРОДВИЖЕНИЕ

Речь идет о рекламе. Может быть онлайновой и офлайновой. Но, так как вы своего покупателя будете «ловить» в Интернете, в вашем случае онлайновое продвижение предпочтительнее.
Если вкратце, то продвигать свой сайт вы можете тремя способами:

  • поисковая оптимизация (приоритет выдачи вашего сайта поисковиками по ключевым словам);
  • вывод объявления в службах «Яндекс.Директ», Google.AdWords и других системах контекстной рекламы;
  • предложения на торговых площадках «Яндекс.Маркет», Товары@mail.ru и других системах поиска по предложениям интернет-магазинов при крупных поисковых порталах.

И напоследок — приятная мелочь. Когда ваш интернет-магазин заработает, станет посещаемым и, возможно, выбьется в лидеры рунета, вы обнаружите новый, стабильный источник дохода. Реклама! Товаропроизводители начнут платить вам за доступ к покупателям. Так что не забудьте при создании сайта-витрины оставить немного свободного места на экране. Вы сможете его хорошо продать. Впрочем, как и все, что будет представлено в вашем, надеемся, успешном интернет-магазине.

Яндекс.Метрика